вторник, 5 февраля 2019 г.

Синдром Петрушки, или мелодия минорного свинга в голове

Третий день Полосатая не могла приземлиться в обычный будничный день. Мелодия свинга непрерывно звучала в ее создании, а изящные движения танцующих фигур отражались на запорошенном снегом окнах, небрежно изогнутых гардинах и мерцающих зеркалах.
Психологическая драма, готический роман или семейный детектив?

А есть ли смысл определять жанр книги, которую снова и снова хочется перечитать, послушать и даже посмотреть экранизацию, потому что одного раза слишком мало, чтобы выстроить все сюжетные линии, осмыслить и понять все хитросплетения жизненных судеб?

Страсть, эмоции, любовь, мистика. Именно этим пропитана книга Дины Рубиной "Синдром Петрушки".
И наполнена мыслями о человеческой судьбе и о неуловимых движениях Творца, изменяющих ее по неявному сценарию, известному только ему одному.

Кукольник и любимая кукла, которая взбунтовалась и не хочет жить и играть по написанному несправедливому сценарию. Человек, словно кукла в руках Творца, пытается изменить траекторию судьбы, но разве человеку ведомо, где тот заветный поворот, который нужно не пропустить в хаотичном и сумасшедшем движении...
Изысканное произведение Дины Рубиной лучше всего характеризуют приведенные из него цитаты:

  • Людям не нужна живая телесная женщина, родившая им Бога. Им нужна мечта о ней. И Бог им нужен - убитый, распятый, воскресший.. Какой угодно, но только - там, в несдержимой дали, пожалуйста, не здесь, не рядом. 
  • Женщина становится женщиной не тогда, когда физиология взмахнёт своей дирижёрской палочкой, а тогда, когда почувствует сокрушительную власть над мужчиной. 
  • Подробности разбивают цельность впечатления.  
  • Но вы же знаете, что такое абсолютная слепота личного счастья. Ты просто не смотришь вокруг, ты ни черта не замечаешь. Ты и твоё счастье - это и есть весь безбрежный мир.
  • В конце концов, каждый сам в меру сил сражается со своими призраками или предпочитает их ублажать. 
  • Я старался, чтобы она высказалась, чтобы - как говорят психологи - "вышел весь негатив", хотя, Бог свидетель, в этих делах никогда не знаешь, где иссякает гной негатива и начинается кровопотеря души.
  • Мы ведь сопереживаем Ромео и Джульетте, убившим себя во имя любви? И подобные случаи происходят не только на сцене. Да, говорю я себе. Но мы не знаем, что стало бы с Ромео и Джульеттой, а также с прочими, им подобными, спустя года три после свадьбы…
  • Любая эмоция накалялась между ними до стадии кипения и ошпаривала обоих до ожогов первой степени.
  • Степень отчаяния – вот что в конечном итоге решает дело, скажу я вам. Степень отчаяния! Не решимость против решимости, а отчаяние против отчаяния…
  • Вот сейчас сижу перед одиноким язычком огня и думаю об одном странном человеке – о себе самом. Я ничего в себе не понимаю. И никогда не понимал. И чем дольше пытаюсь разобраться, тем безнадежнее увязаю в противоречивых и ничтожных мелочах.
  • А изо дня в день исписывая по нескольку страниц, ты поневоле сооружаешь какую-никакую-пусть осколочную, скороговорочную и хроменькую,- но свою картину мира. Хуже, когда пытаешься найти в этой картине свое место, задумываешься над ним и ...обнаруживаешь импозантное усатое ничтожество под собственным именем.
  • Сначала он сделал из меня куклу. Потом он достиг наивысшего совершенства: сделал из куклы - меня...
  • О девушке он тосковал, это правда, но ведь, в конце концов, собственная задница куда более близкий родственник, чем самая распрекрасная женщина…
  • Бывают минуты, когда я чувствую себя именно тем мальчиком, созданным из воздуха и «уплотненным в плоть», душу которого Создатель или Дьявол – кто-то из них двоих – взял к себе на службу. А вот к кому из них я взят на службу, в чем этой моей службы смысл и, главное – чья я собственность, этого я не знаю…
  • В самом деле: надо бы раскопать это письмо, и жаль, что нельзя показать его Лизе; там о ней несколько страниц – душераздирающих… Впрочем, вряд ли это изменило бы главное: ту вражду и надлом, ту ненавистническую ее привязанность к нему, которые на фоне его несокрушимой безнадежной любви пылают только ярче и больнее.
  • Никогда в жизни, и никому - и даже себе - не признался бы он, что именно эти минуты- эти, а не сладкая боль первого после разлуки проникновения друг в друга, - были самыми горько-счастливыми в его жизни. Она - дома. Он привёз ее, привёз, она опять в его тисках.
  •  Увы. Они все губят каблуками. Надо, чтобы кто-нибудь объяснил им: обнаженная женщина на котурнах не может стать объектом страсти, это взаимоисключающие вещи. Она должна быть босой... Маленькие легкие ступни, которые хочется согреть в ладонях, а не убийственные каблуки, нацеленные на твои беззащитные яйца. 



После прочтения книги Полосатая посмотрела фильм, но несмотря на звездный состав и прекрасную постановку, фильм ее разочаровал - слишком много осталось за кадром.
И кульминационный танец под музыку осеннего свинга был не похож на описанный в книге, ибо игра воображения рисовала совсем иную картину, совсем под другую мелодию, настоящую мелодию минорного свинга...


2 комментария:

  1. Пчёлка, книга шикарная, согласна. Но и фильм по-своему хорош. Обожаю Чулпан и Миронова. сыграли – как прожили.
    Свинг романтИк)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чумработница, да творческий дуэт Чулпан и Миронова - шикарен.
      Но, к сожалению, кульминация (танец с куклой) разочаровал полностью, т.к. в моем воображении был иным.
      И слишком много историй и героев осталось за кадром...

      Удалить

Спасибо за комментарий!