Город-герой Волгоград – административный центр Волгоградской области. Расположен в 1073 км к юго-востоку от Москвы, на изгибе нижнего течения Волги, протянулся на 90 км по её правому крутому берегу. Население – 1018,6 тысяч человек (на 01.01.2008 г.). Административно разделён на 8 районов.
История. О времени и месте основания города существует несколько точек зрения. Согласно одной из них, город был построен по велению Ивана Грозного в 1555–1556 гг., по мнению Н. М. Карамзина – основан около 1600 г. Борисом Годуновым. Ф. Чекалин приводит третью дату основания Царицына – 1589 г. «Лишь в 1589 г. – писал он, – Засекиным и Иваном Нащёкиным был основан Царицын («сделаны город и острог»)…». Большинство советских учёных (М. А. Водолагин, Р. Г. Скрынников, И. С. Шепелев и др.) указывают на 1589 г. как официальную дату основания города. При этом они ссылаются на грамоту царя Фёдора Ивановича «На переволоку воеводам нашим кн. Григорию Осиповичу Засекину да Роману Васильевичу Ольферову, да Ивану Афанасьевичу Нащёкину».
Своё название город получил от речки Царица. А вот происхождение названия реки до сих пор не ясно. Одни исследователи видят в нём видоизменённое название татарского города Сарачин, который якобы находился на месте Царицына; другие считают производным от татарских слов Сара-чин – жёлтый остров, или Сарысу – жёлтая вода. Есть и другие обоснования, в основу которых положены различные легенды.
Первоначально Царицынская крепость была, вероятно, построена на острове, расположенном против устья реки Царица. Так, по крайней мере, свидетельствует «Книга Большому Чертежу», составленная в начале XVII в. Внутренняя застройка деревянной крепости, как и во многих русских крепостях того времени, велась стихийно, сообразуясь с рельефом местности и направленности дорог. Помимо жилых построек упоминаются воеводская изба, церковь, таможня и тюрьма.
Населяли крепость стрельцы, служилые казаки и их семьи, а также «гулящие люди» общей численностью не более трёхсот человек. Царицынские стрельцы и казаки, помимо охраны крепости, несли «объезжую службу»: сопровождали караваны торговых судов, посольств, ловили разбойников и «гулящих людей», следили за действиями татар и вольных казаков.
В конце 90-х гг. XVI в. с острова крепость была перенесена на правый берег Волги. Перенесение города было вызвано размыванием острова во время сильных весенних половодий.
В 1614 г. город сгорел, но на следующий год воевода Мисюр Иванович Соловцов заново в течение лета отстроил укрепления и построил церковь в г. Царицыне. Городские укрепления были разрушены в «смутное время».
Во второй половине XVII столетия отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Царь, Алексей Михайлович, и его окружение взяли курс на более жёсткое административное подчинение войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшими из которых были бунты под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина. Казаки пытались прорваться через Волгу на Каспий, но на пути стоял Царицын. Несколько раз город оказывался в руках восставших. Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность её гарнизона доведена до 748 человек.
В 1708 г. город был приписан к Казанской губернии, с 1719 г. – к Астраханской, с 1773 г. – к Саратовскому наместничеству. С 1780 г. – уездный город Саратовского наместничества (позднее – губернии).
Пётр I был первым из русских царей, посетивших Царицын – во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Пётр I лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718–1720 гг., по указанию Петра было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение – сторожевая укреплённая линия протяжённостью 60 км между Волгой и Доном – Царицыном и Паньшино. В 1731 г. было учреждено Волжское казачье войско с центром в Дубовке.
В 1774 г. Царицын пытался безуспешно взять Емельян Пугачёв – донской казак, предводитель Крестьянской войны (1773–1775 гг.).
В 1776 г. с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ. Царицын утратил своё значение как сторожевая крепость.
По указу сената в конце 1796 г. Царицын из упразднённой Саратовской губернии был передан в Астраханскую, в составе которой находился до 1798 г. Крепость стала постепенно превращаться в город. На рубеже XVIII и XIX столетий в ней проживало чуть больше тысячи жителей.
Утверждённый Александром I в 1820 г. план переустройства Царицына стал по существу генеральным планом, который упорядочил хаотичное развитие города, «расползавшегося» от крепости предместиями. Правильную квадратную планировку получили Зацарицынский и Преображенский форштадты.
Крепость, которая стала считаться старой частью города, оставалась на плане без изменений. В ней было 25 жилых кварталов и две продольные улицы.
Застраивался Царицын по плану 1820 г. крайне медленно. К 1838 г. в городе имелось уездное училище, казначейство, почтовая контора, военная больница, гостиный каменный ряд, много частных заведений, большое количество деревянных амбаров и лавок. В Преображенском форштадте появились две вновь построенные церкви – Преображенская и Скорбященская, тюремный замок, казённые хлебные и винные магазины, купеческие амбары. В Зацарицынском форштадте действовали две ярмарки – Троицкая и Ивановская.
Более динамично город развивался со второй половины XIX столетия. За короткое время Царицын превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный узел Нижнего Поволжья, через который пролегли всё более крепнущие связи между центральной и южной частями России. Значение торговых путей между Волгой и Доном стало возрастать.
В 1862 г. в крае была построена третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в 1868 г., было начато и в том же году закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги, а в 1897 г. была открыта Царицын-Тихорецкая железная дорога.
Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности в Царицыне. Поначалу быстро развивались переработка леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем – металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
В 1880 г. был построен нефтепромышленный городок, принадлежавший шведской фирме «Нобель». В 1897 г. был сооружён металлургический завод «Урал-Волга» ДЮМО (ныне завод «Красный Октябрь»).
Бурное торгово-промышленное развитие Царицына сопровождалось быстрым ростом населения, который в свою очередь вызвал усиленную застройку города.
К 1900 г. в городе проживало 63 тыс. человек, насчитывалось 189 действующих предприятий. В 1913 г. появился трамвай. Перед Первой мировой войной было начато строительство крупнейшего не только в России, но и в Европе орудийного завода (ныне завод «Баррикады»). Царицын стал промышленным и торговым центром всего юго-востока.
В ноябре 1917 г. в городе установилась советская власть. В силу своего стратегического положения, являясь связующим звеном с Кавказом, город имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности были ареной жестоких сражений Красной Армии с белой гвардией. За героическую оборону город 14 мая 1919 г. был награждён боевым революционным Красным знаменем, а 14 апреля 1924 г. – орденом Красного Знамени.
Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия.
Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов, которые в дореволюционный период производили почти четверть всей промышленной продукции. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые. Уже в 1924 г. начали функционировать чулочно-трикотажная фабрика и швейная фабрика имени 8 Марта, вновь построенные предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград. К этому времени по числу жителей город занимал девятнадцатое место среди городов нашего государства. К 1927 г. в городе закончилось восстановление разрушенных лечебных учреждений и началось строительство новых. Была расширена сеть школьных и дошкольных учреждений, домов культуры, клубов. В этот же период был открыт драматический театр с постоянной театральной студией. Для рабочих завода «Красный Октябрь» был построен лучший в то время в городе клуб имени Ленина (ныне ДК имени Ленина).
Дальнейшее бурное развитие города было связано с индустриализацией страны. В 1928 г. на северной окраине Сталинграда началось строительство первого в стране тракторного завода. Он был возведён в небывало короткий срок. Уже 17 июля 1930 г. с главного конвейера завода сошёл первый колёсный трактор. Параллельно со строительством тракторного завода было начато сооружение мощной районной электростанции – СталГРЭС. Металлургический завод «Красный Октябрь» приступил к выпуску новой продукции – качественной стали. Были реконструированы и расширены лесные и деревообрабатывающие предприятия, сооружены крупные заводы красного и силикатного кирпича, консервный, кожевенный и мыловаренные заводы, мясокомбинат, завод безалкогольных напитков, хлебозаводы, мебельный комбинат, трикотажные фабрики и другие предприятия лёгкой и пищевой промышленности.
Преобразился центр города. Благоустраивалась центральная набережная. Деревянные пакгаузы были снесены, откосы набережной спланированы и озеленены. С 1931 г. началось возведение вокруг города зелёного кольца, состоявшего из фруктовых садов и виноградников. В 1934 г. был создан единый городской водопровод.
К 1940 г. население города составляло около 480 тыс. человек, жилой фонд насчитывал 2 млн. кв. м. В городе было 125 школ, 15 больниц, 39 клубов, 3 вуза, 19 техникумов и средних специальных учебных заведений, 4 театра. Действовало 227 промышленных и транспортных организаций. Город стал крупным индустриальным центром страны.
Многим планам не суждено было осуществиться – началась Великая Отечественная война. Уже с первых её дней город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. 23 октября 1941 г. был создан городской Комитет обороны, сыгравший большую роль в координации действий военных и гражданских властей.
С весны 1942 г. начались регулярные налёты фашистской авиации на Сталинград, которые отражались силами местной противовоздушной обороны. В соответствии с планом летней наступательной компании 1942 г. командование вермахта, сосредоточив крупные силы на юго-западном направлении, рассчитывало разгромить советские войска, выйти в большую излучину Дона, сходу овладеть Сталинградом, захватить Кавказ, а затем и Москву.
12 июля 1942 г. на базе полевого управления войск Юго-Западного фронта был создан Сталинградский фронт под командованием С. К. Тимошенко. В исключительно сложной боевой обстановке в большой излучине Дона и на подступах к Волге началась одна из величайших битв Второй мировой войны – Сталинградская битва. 17 июля 1942 г. передовые части немецко-фашистских войск вышли к реке Чир и вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Целый месяц шли кровопролитные бои на внешнем оборонительном обводе. План гитлеровцев захватить Сталинград сходу был сорван. С 1 по 23 августа 1942 г. на Сталинград было совершено шестнадцать авианалётов. День 23 августа запомнился многим. В 16 часов 18 минут на город обрушилась армада, сбросившая более 12 тыс. бомб. Сотни тысяч мирных жителей погибли или получили ранения в этой бомбёжке. Были разрушены почти 42 тыс. зданий (85% жилого фонда).
На защиту города встали отряды народного ополчения, сталинградская милиция, 10-я дивизия войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ, воины двух зенитно-артиллерийских полков.
Силы были неравные. Враг, хотя и медленно, продвигался к центру Сталинграда. В середине сентября в городе начались уличные бои. Фашисты рвались к Волге. Оборонявшие Сталинград 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я (командующий генерал М. С. Шумилов) оказались отрезанными друг от друга. День 14 сентября стал одним из критических в эпопеи обороны Сталинграда. Враг в нескольких местах просочился в город, захватил здание железнодорожного вокзала, которое в течение трёх дней тринадцать раз переходило из рук в руки. В ночь с 13 на 14 сентября вступила в бой резервная 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева. Шли бои за каждую улицу, каждый дом, каждый клочок родной земли. Один из многих примеров героизма в дни уличных сражений – борьба за «Дом Павлова».
Сталинград не только сражался. Под прицельным огнём вражеской артиллерии и авиации продолжали работать промышленные предприятия, выпуская военную продукцию.
Героическое сопротивление Сталинграда создавало благоприятные условия для перехода советских войск в решительное наступление. Подготовка к нему началась ещё в период оборонительных сражений. Операция под кодовым названием «Уран» была разработана под руководством Г. К. Жукова и А. М. Василевского и личным контролем Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. 19 ноября 1942 г. в 7 часов 30 минут залп гвардейских миномётов прогремел сигналом к наступлению. 23 ноября завершился наиболее ответственный этап операции «Уран». Юго-западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта встретились в районе х. Калач-Советский и замкнули кольцо под Сталинградом. В «котле» оказались 22 отборные дивизии и 160 отдельных подразделений врага.
Чтобы избежать напрасного кровопролития, советское командование 8 января 1943 г. предъявило командованию 6-й немецкой армии ультиматум о капитуляции, который был отклонён.
10 января войска Донского фронта приступили к последней операции Сталинградской битвы, носившей название «Кольцо», целью которой было сжать кольцо окружения, расчленить и ликвидировать немецко-фашистские войска. 31 января 38-я мотострелковая бригада полковника И. Бурмакова заблокировала здание центрального универмага, где находился штаб 6-й немецкой армии. Генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс сдался в плен. «Южная» группировка войск противника капитулировала.
2 февраля была ликвидирована «северная» группировка немецких войск.
Легендарная победа советских войск под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны. Эта победа имела огромное международное значение. Она вызвала усиление национально-освободительного движения, способствовала распаду фашистского блока и укреплению антигитлеровской коалиции.
1 мая 1945 г. приказом Верховного Главнокомандующего Сталинграду было присвоено почётное звание города-героя, а 8 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе с захватчиком, городу-герою были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Сталинградская битва завершилась. Город лежал в руинах. К ним возвращались жители города. После войны некоторые архитекторы предлагали в память о войне оставить город разрушенным, превратив его в гигантский музей, но жители Сталинграда видели свой любимый город восстановленным. Возрождать город из руин помогала вся страна.
Одним из инициаторов движения по восстановлению Сталинграда стала А. М. Черкасова – основоположница трудового черкасовского движения, вдохновлявшего на труд домохозяек, рабочих, служащих, интеллигенцию. И первым строительным объектом стал легендарный Дом Павлова – Дом солдатской славы. 7 мая 1980 г. Александре Максимовне Черкасовой было присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».
В короткие сроки разрушенный Сталинград был полностью восстановлен. За каждым построенным зданием – страница героического подвига и самоотверженного труда.
Одна из самых известных в Волгограде улиц – улица Мира. Это самая первая улица, которая была построена в полностью разрушенном Сталинграде. Замыкает её планетарий. Здание увенчано скульптурой, символизирующей мир. Это одно из последних произведений прославленного скульптора В. Мухиной.
От прежних времён Сталинград унаследовал бессистемную планировку и отсутствие архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных мероприятий, намечаемых послевоенным генеральным планом, состояло в том, чтобы придать планировке города стройную, гармоничную структуру. Учитывая большую протяжённость города, особое внимание было уделено созданию главных продольных магистралей, соединяющих все районы города. Предусматривались решительное улучшение архитектурно-художественного облика города, мероприятия по увековечению исторических мест.
В 1948 г. жилой фонд города составил уже 825 тыс. кв. м – половину довоенного фонда. К 1950 г. было построено 1321 тыс. кв. м жилья, 85 школ, 90 детских учреждений, уже функционировали четыре института, были восстановлены довоенные водопроводные сооружения, трамвайная, уличная и дорожная сеть.
С начала 50-х годов город восстанавливался более планомерно. Стали действовать кирпичные заводы, деревообрабатывающие предприятия. Застройка приобрела ансамблевый характер. Это было уже не простое восстановление, а коренная реконструкция городской застройки в целом.
Стремительное развитие города было обусловлено бурным ростом градообразующей базы. Открытие Волго-Донского судоходного канала, расширение железнодорожного узла придали промышленному строительству города мощный импульс. В 1953 г. был построен керамический комбинат, началось строительство сажевого завода и химкомбината – крупнейшего нефтехимического комплекса. В 1955 г. были введены в строй сталепроволочно-канатный завод и ТЭЦ-2, в 1956 г. – нефтеперерабатывающий завод, а в 1959 г. – первая очередь алюминиевого завода.
Одновременно возрождались старые прославленные предприятия – тракторный завод, заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», тракторных деталей и нормалей, нефтяного машиностроения им. Петрова, судостроительный и др. Заново было построено 73 предприятия лёгкой, местной и пищевой промышленности, создавалась промышленность строительных материалов.
В 1961 г. Сталинград был переименован в Волгоград. Развитие города опередило все намётки первого послевоенного генерального плана восстановления. К моменту принятия нового генерального плана в 1962 г. численность населения достигла 650 тыс. человек, жилой фонд в 2,2 раза превысил довоенный уровень. Были построены новые школы, детские учреждения, больницы, поликлиники, магазины, столовые, рестораны, кафе и др. В 1961 г. было открыто троллейбусное сообщение и завершена электрификация железной дороги. В 1962 г. дала электроэнергию крупнейшая в Европе Волжская ГЭС.
Волгоград продолжал развиваться путём постепенного слияния населённых пунктов, расположенных вдоль берега Волги. Город вытянулся на 80 км.
Исторический характер нашего города, его всемирная слава вызывали всеобщее стремление сделать город-герой возможно лучше и выразительнее. Главное качество сложившейся застройки Волгограда – единство ансамблей.
К 1975 г. была застроена почти вся территория города от берега Волги до второй продольной магистрали. Основные архитектурно-художественные ансамбли города, обращённые к реке и связанные с её набережной, формировали выразительный силуэт города со стороны Волги и заволжских просторов.
Главными ансамблями центра были определены площадь Ленина, площадь Павших борцов, Аллея Героев, Вокзальная площадь.
Современный Волгоград – крупный индустриальный, научный и культурный центр юга России, расположенный на пересечении важнейших транспортных магистралей – железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных.
Промышленный потенциал города представлен предприятиями энергетики, нефтегазового комплекса, чёрной и цветной металлургии, сельхозмашиностроения, оборонной промышленности, стройиндустрии, деревообработки, а также предприятиями по выпуску продовольственных и промышленных товаров для населения и городского хозяйства. В Волгограде сосредоточена половина объёмов производства продукции, выпускаемой промышленными предприятиями области. Число предприятий промышленного комплекса Волгограда достигло 3 тыс., из них крупных и средних всего 168, однако на их долю приходится более 95% производимой продукции. Промышленное производство является основой социально-экономического развития Волгограда.
В городе действует около 80 совместных предприятий (германских, американских, итальянских, греческих и других фирм), предприятия малого бизнеса, в структуре сферы малого предпринимательства лидируют торговля и общественное питание.
В Волгограде сосредоточен мощный научный и кадровый потенциал, куда входит более 100 научно-исследовательских и проектных институтов и филиалов, центров и лабораторий.
Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное (в центре Волгограда – метротрам – трамвайные линии проходят под землёй) сообщение, северные и южные районы города связаны с центром электричками и речными судами.
В Волгограде создано единое образовательное пространство. Наряду с системой муниципального образования создаются условия для развития негосударственных образовательных учреждений – частных школ, лицеев, гимназий. В систему профессионального образования входят высшие государственные и негосударственные учебные заведения: академии – сельскохозяйственная, государственной службы РФ, МВД РФ, физической культуры, бизнеса и управления собственностью для работников строительной отрасли, бюджета и казначейства Министерства финансов РФ (Волгоградское представительство) и др.; университеты – государственный, архитектурно-строительный, медицинский, педагогический, технический, православный; институты – искусства и культуры, молодёжной политики и социальной работы, искусств имени П. А. Серебрякова, юридический и др. В систему средних специальных учебных заведений входят колледжи, техникумы, училища и т. д.
В городе сосредоточен основной духовный и интеллектуальный потенциал региона. Из наиболее значимых объектов культуры – театры: Новый экспериментальный театр, юного зрителя, кукол, музыкальный, молодёжный, Донской казачий, «Царицынская опера». В городе действуют кинотеатры, областная детская художественная галерея, центральный концертный зал, цирк, планетарий, Дворец спорта, 11 стадионов, 8 плавательных бассейнов, центр парусного спорта, городской шахматный клуб, четыре парка культуры и отдыха.
В Волгограде находятся областные библиотеки: универсальная научная имени М. Горького, юношеская, детская, специальная библиотека для слепых; муниципальные публичные библиотеки.
Музеи города: областной краеведческий музей, Федеральный государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» (Мамаев курган, мемориально-исторический музей, музей-панорама «Сталинградская битва»), изобразительных искусств, музыкальных инструментов Е. Н. Пушкина, музей «Память», письменности и букварей народов мира, народный музей волгоградских железнодорожников, государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» и др.
Особое место занимают около двухсот памятников истории, в том числе памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (скульпторы Е. В. Вучетич и др., открыт 15 октября 1967 г.), более трёхсот памятников архитектуры, в том числе Казанский собор, ансамбль застройки улицы Волгодонской. Исторические места Волгограда: Дом Павлова, площадь Павших борцов и др. Памятники Волгограда – это не памятники старины, а дань признательности спасённых поколений тем, кто отстоял мир.
Город был почти полностью разрушен во время Сталинградской битвы (1942–1943 гг.), в послевоенные годы выстроен заново. По генеральному плану 1945 г. сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т. п., отрезавших жилые районы от реки.
На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе – Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952 г. После сооружения Волго-Донского судоходного канала Волгоград распахнул водные ворота в Балтийское, Чёрное, Белое, Каспийское и Средиземное моря. Центр современного Волгограда образован системой площадей и бульваров, размещённых по одной оси перпендикулярно Волге, – привокзальная площадь, улица Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершённая пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952–1953).
Остальная территория города разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 г. ведётся застройка микрорайонами. Выразительный архитектурный силуэт создают главные холмы: Мамаев курган, Дар-гора, Ельшанка, Горная поляна. Общая протяжённость всех улиц, проездов, набережных составляет 1,536 тыс. км, из них 1,1 тыс. км дорог (69%) имеют усовершенствованное покрытие.
В 1995 г. численность населения Волгограда достигла одного миллиона.
Постоянно укрепляется материальная база социальной сферы. В первые годы восстановительного периода на территориях первоочередной застройки были построены совбольница (ныне областная клиническая больница № 1), больница водников, № 5, № 7, железнодорожная и др. Впоследствии появились больничные комплексы в Красноармейском, Кировском и Советском районах, специализированные больницы и клиники. Крупнейший больничный комплекс возведён в Дзержинском районе, куда вошли больница скорой помощи, онкологическая больница, госпиталь ветеранов войн. В 1997 г. открылся областной клинический кардиологический центр, оснащённый уникальным оборудованием, аналоги которому есть только в Москве и Санкт-Петербурге, а в 1991 г. – один из лучших в России санаториев – «Волгоград».
В архитектуре любого города, как правило, находит отражение какая-либо ведущая тема, адресованная основным историческим событиям. На архитектурном облике Волгограда навсегда останется отпечаток Великой Отечественной войны. И сколько бы ни прошло лет, человек, оказавшийся в городе, невольно почувствует отзвук минувших грозных событий…
Территория Волгограда разделена на восемь административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский и несколько рабочих посёлков.
Тракторозаводский район по праву считается индустриальным. Именно здесь расположен знаменитый Волгоградский тракторный завод. Транспортные линии, проходящие через Краснооктябрьский район, связывают не только северную и южную части Волгограда, но и являются важнейшими магистралями, соединяющими многие регионы России.
Местонахождение Красноармейского района у слияния двух великих рек Волги и Дона позволяет считать его водными воротами города, а Волго-Донской судоходный канал имени Ленина – важнейшей стратегической транспортной магистралью.
В Центральном районе сосредоточены учреждения органов власти и управления федерального, областного и городского уровней; офисы крупных банков, фирм; высшие учебные заведения; объекты здравоохранения, культуры, спорта, отдыха; гостиницы, музеи, выставочные залы, памятники истории. Здесь расположены железнодорожный, речной и автовокзалы, агентство воздушных сообщений. Кроме того, в Центральном районе находится главная высота России – легендарный Мамаев курган и величественная скульптура «Родина-мать зовёт».
Удачное расположение Дзержинского района, выход на московскую трассу, нахождение здесь воздушных ворот города – Волгоградского аэропорта, а также современная инфраструктура сделали его привлекательным для различных отраслей экономики. Визитной карточкой района является торгово-развлекательный комплекс «Парк Хаус».
Ворошиловский район – один из наиболее развитых районов города, с богатой историей и традициями, с развитой промышленностью и обширной сетью предприятий торговли, бытового обслуживания населения, масштабным строительством жилья и объектов культурного назначения.
В Советском районе расположен один из крупнейших в стране производителей оборудования для нефтяной, нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности – ОАО «Волгограднефтемаш».
Там, где Волга делает крутой поворот и устремляется к Каспию, в самом центре этой природной дуги раскинулся Кировский район. Его отдалённость от центра города на 15 км определила развитие промышленного потенциала Волгограда.
В последние годы город украсили золотые купола отреставрированных и вновь построенных храмов. Казанский кафедральный собор, Иоанно-Предтеченский, Сергиевский, Иоанна Кронштадтского, Успенский, Свято-Никольский, Никитинский, Параскевинский храмы стали местом паломничества страждущих. Храм Всех Святых на Мамаевом кургане – вечная память о воинах, отдавших свою жизнь за Родину.
Наш город знаменит и своими спортсменами, он родина многих чемпионов.
Сегодня Волгоград – это красивый, солнечный город, любимый его жителями, которые уважают его историю, и день за днём создают настоящее и будущее, достойное города-героя.
История. О времени и месте основания города существует несколько точек зрения. Согласно одной из них, город был построен по велению Ивана Грозного в 1555–1556 гг., по мнению Н. М. Карамзина – основан около 1600 г. Борисом Годуновым. Ф. Чекалин приводит третью дату основания Царицына – 1589 г. «Лишь в 1589 г. – писал он, – Засекиным и Иваном Нащёкиным был основан Царицын («сделаны город и острог»)…». Большинство советских учёных (М. А. Водолагин, Р. Г. Скрынников, И. С. Шепелев и др.) указывают на 1589 г. как официальную дату основания города. При этом они ссылаются на грамоту царя Фёдора Ивановича «На переволоку воеводам нашим кн. Григорию Осиповичу Засекину да Роману Васильевичу Ольферову, да Ивану Афанасьевичу Нащёкину».
Своё название город получил от речки Царица. А вот происхождение названия реки до сих пор не ясно. Одни исследователи видят в нём видоизменённое название татарского города Сарачин, который якобы находился на месте Царицына; другие считают производным от татарских слов Сара-чин – жёлтый остров, или Сарысу – жёлтая вода. Есть и другие обоснования, в основу которых положены различные легенды.
Первоначально Царицынская крепость была, вероятно, построена на острове, расположенном против устья реки Царица. Так, по крайней мере, свидетельствует «Книга Большому Чертежу», составленная в начале XVII в. Внутренняя застройка деревянной крепости, как и во многих русских крепостях того времени, велась стихийно, сообразуясь с рельефом местности и направленности дорог. Помимо жилых построек упоминаются воеводская изба, церковь, таможня и тюрьма.
Населяли крепость стрельцы, служилые казаки и их семьи, а также «гулящие люди» общей численностью не более трёхсот человек. Царицынские стрельцы и казаки, помимо охраны крепости, несли «объезжую службу»: сопровождали караваны торговых судов, посольств, ловили разбойников и «гулящих людей», следили за действиями татар и вольных казаков.
В конце 90-х гг. XVI в. с острова крепость была перенесена на правый берег Волги. Перенесение города было вызвано размыванием острова во время сильных весенних половодий.
В 1614 г. город сгорел, но на следующий год воевода Мисюр Иванович Соловцов заново в течение лета отстроил укрепления и построил церковь в г. Царицыне. Городские укрепления были разрушены в «смутное время».
Во второй половине XVII столетия отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Царь, Алексей Михайлович, и его окружение взяли курс на более жёсткое административное подчинение войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшими из которых были бунты под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина. Казаки пытались прорваться через Волгу на Каспий, но на пути стоял Царицын. Несколько раз город оказывался в руках восставших. Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность её гарнизона доведена до 748 человек.
В 1708 г. город был приписан к Казанской губернии, с 1719 г. – к Астраханской, с 1773 г. – к Саратовскому наместничеству. С 1780 г. – уездный город Саратовского наместничества (позднее – губернии).
Пётр I был первым из русских царей, посетивших Царицын – во время азовского (1695) и персидского (1722) походов. Придавая важное значение Царицыну как сторожевой крепости на юго-восточных границах Российского государства, Пётр I лично участвовал в разработке проекта реконструкции Царицынской крепости. А незадолго до этого, в 1718–1720 гг., по указанию Петра было построено уникальное для того времени фортификационное сооружение – сторожевая укреплённая линия протяжённостью 60 км между Волгой и Доном – Царицыном и Паньшино. В 1731 г. было учреждено Волжское казачье войско с центром в Дубовке.
В 1774 г. Царицын пытался безуспешно взять Емельян Пугачёв – донской казак, предводитель Крестьянской войны (1773–1775 гг.).
В 1776 г. с присоединением к России Крыма и Кубани границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ. Царицын утратил своё значение как сторожевая крепость.
По указу сената в конце 1796 г. Царицын из упразднённой Саратовской губернии был передан в Астраханскую, в составе которой находился до 1798 г. Крепость стала постепенно превращаться в город. На рубеже XVIII и XIX столетий в ней проживало чуть больше тысячи жителей.
Утверждённый Александром I в 1820 г. план переустройства Царицына стал по существу генеральным планом, который упорядочил хаотичное развитие города, «расползавшегося» от крепости предместиями. Правильную квадратную планировку получили Зацарицынский и Преображенский форштадты.
Крепость, которая стала считаться старой частью города, оставалась на плане без изменений. В ней было 25 жилых кварталов и две продольные улицы.
Застраивался Царицын по плану 1820 г. крайне медленно. К 1838 г. в городе имелось уездное училище, казначейство, почтовая контора, военная больница, гостиный каменный ряд, много частных заведений, большое количество деревянных амбаров и лавок. В Преображенском форштадте появились две вновь построенные церкви – Преображенская и Скорбященская, тюремный замок, казённые хлебные и винные магазины, купеческие амбары. В Зацарицынском форштадте действовали две ярмарки – Троицкая и Ивановская.
Более динамично город развивался со второй половины XIX столетия. За короткое время Царицын превратился в крупнейший торговый, а затем промышленный узел Нижнего Поволжья, через который пролегли всё более крепнущие связи между центральной и южной частями России. Значение торговых путей между Волгой и Доном стало возрастать.
В 1862 г. в крае была построена третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в 1868 г., было начато и в том же году закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги, а в 1897 г. была открыта Царицын-Тихорецкая железная дорога.
Развитие торговли способствовало бурному росту промышленности в Царицыне. Поначалу быстро развивались переработка леса, соли, рыбы, горчицы, в дальнейшем – металлургическая, металлообрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
В 1880 г. был построен нефтепромышленный городок, принадлежавший шведской фирме «Нобель». В 1897 г. был сооружён металлургический завод «Урал-Волга» ДЮМО (ныне завод «Красный Октябрь»).
Бурное торгово-промышленное развитие Царицына сопровождалось быстрым ростом населения, который в свою очередь вызвал усиленную застройку города.
К 1900 г. в городе проживало 63 тыс. человек, насчитывалось 189 действующих предприятий. В 1913 г. появился трамвай. Перед Первой мировой войной было начато строительство крупнейшего не только в России, но и в Европе орудийного завода (ныне завод «Баррикады»). Царицын стал промышленным и торговым центром всего юго-востока.
В ноябре 1917 г. в городе установилась советская власть. В силу своего стратегического положения, являясь связующим звеном с Кавказом, город имел важное значение в деле снабжения страны продовольствием и топливом. Поэтому в годы Гражданской войны Царицын и его окрестности были ареной жестоких сражений Красной Армии с белой гвардией. За героическую оборону город 14 мая 1919 г. был награждён боевым революционным Красным знаменем, а 14 апреля 1924 г. – орденом Красного Знамени.
Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия.
Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов, которые в дореволюционный период производили почти четверть всей промышленной продукции. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые. Уже в 1924 г. начали функционировать чулочно-трикотажная фабрика и швейная фабрика имени 8 Марта, вновь построенные предприятия деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград. К этому времени по числу жителей город занимал девятнадцатое место среди городов нашего государства. К 1927 г. в городе закончилось восстановление разрушенных лечебных учреждений и началось строительство новых. Была расширена сеть школьных и дошкольных учреждений, домов культуры, клубов. В этот же период был открыт драматический театр с постоянной театральной студией. Для рабочих завода «Красный Октябрь» был построен лучший в то время в городе клуб имени Ленина (ныне ДК имени Ленина).
Дальнейшее бурное развитие города было связано с индустриализацией страны. В 1928 г. на северной окраине Сталинграда началось строительство первого в стране тракторного завода. Он был возведён в небывало короткий срок. Уже 17 июля 1930 г. с главного конвейера завода сошёл первый колёсный трактор. Параллельно со строительством тракторного завода было начато сооружение мощной районной электростанции – СталГРЭС. Металлургический завод «Красный Октябрь» приступил к выпуску новой продукции – качественной стали. Были реконструированы и расширены лесные и деревообрабатывающие предприятия, сооружены крупные заводы красного и силикатного кирпича, консервный, кожевенный и мыловаренные заводы, мясокомбинат, завод безалкогольных напитков, хлебозаводы, мебельный комбинат, трикотажные фабрики и другие предприятия лёгкой и пищевой промышленности.
Преобразился центр города. Благоустраивалась центральная набережная. Деревянные пакгаузы были снесены, откосы набережной спланированы и озеленены. С 1931 г. началось возведение вокруг города зелёного кольца, состоявшего из фруктовых садов и виноградников. В 1934 г. был создан единый городской водопровод.
К 1940 г. население города составляло около 480 тыс. человек, жилой фонд насчитывал 2 млн. кв. м. В городе было 125 школ, 15 больниц, 39 клубов, 3 вуза, 19 техникумов и средних специальных учебных заведений, 4 театра. Действовало 227 промышленных и транспортных организаций. Город стал крупным индустриальным центром страны.
Многим планам не суждено было осуществиться – началась Великая Отечественная война. Уже с первых её дней город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. 23 октября 1941 г. был создан городской Комитет обороны, сыгравший большую роль в координации действий военных и гражданских властей.
С весны 1942 г. начались регулярные налёты фашистской авиации на Сталинград, которые отражались силами местной противовоздушной обороны. В соответствии с планом летней наступательной компании 1942 г. командование вермахта, сосредоточив крупные силы на юго-западном направлении, рассчитывало разгромить советские войска, выйти в большую излучину Дона, сходу овладеть Сталинградом, захватить Кавказ, а затем и Москву.
12 июля 1942 г. на базе полевого управления войск Юго-Западного фронта был создан Сталинградский фронт под командованием С. К. Тимошенко. В исключительно сложной боевой обстановке в большой излучине Дона и на подступах к Волге началась одна из величайших битв Второй мировой войны – Сталинградская битва. 17 июля 1942 г. передовые части немецко-фашистских войск вышли к реке Чир и вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Целый месяц шли кровопролитные бои на внешнем оборонительном обводе. План гитлеровцев захватить Сталинград сходу был сорван. С 1 по 23 августа 1942 г. на Сталинград было совершено шестнадцать авианалётов. День 23 августа запомнился многим. В 16 часов 18 минут на город обрушилась армада, сбросившая более 12 тыс. бомб. Сотни тысяч мирных жителей погибли или получили ранения в этой бомбёжке. Были разрушены почти 42 тыс. зданий (85% жилого фонда).
На защиту города встали отряды народного ополчения, сталинградская милиция, 10-я дивизия войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ, воины двух зенитно-артиллерийских полков.
Силы были неравные. Враг, хотя и медленно, продвигался к центру Сталинграда. В середине сентября в городе начались уличные бои. Фашисты рвались к Волге. Оборонявшие Сталинград 62-я армия (командующий генерал В. И. Чуйков) и 64-я (командующий генерал М. С. Шумилов) оказались отрезанными друг от друга. День 14 сентября стал одним из критических в эпопеи обороны Сталинграда. Враг в нескольких местах просочился в город, захватил здание железнодорожного вокзала, которое в течение трёх дней тринадцать раз переходило из рук в руки. В ночь с 13 на 14 сентября вступила в бой резервная 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева. Шли бои за каждую улицу, каждый дом, каждый клочок родной земли. Один из многих примеров героизма в дни уличных сражений – борьба за «Дом Павлова».
Сталинград не только сражался. Под прицельным огнём вражеской артиллерии и авиации продолжали работать промышленные предприятия, выпуская военную продукцию.
Героическое сопротивление Сталинграда создавало благоприятные условия для перехода советских войск в решительное наступление. Подготовка к нему началась ещё в период оборонительных сражений. Операция под кодовым названием «Уран» была разработана под руководством Г. К. Жукова и А. М. Василевского и личным контролем Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. 19 ноября 1942 г. в 7 часов 30 минут залп гвардейских миномётов прогремел сигналом к наступлению. 23 ноября завершился наиболее ответственный этап операции «Уран». Юго-западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта встретились в районе х. Калач-Советский и замкнули кольцо под Сталинградом. В «котле» оказались 22 отборные дивизии и 160 отдельных подразделений врага.
Чтобы избежать напрасного кровопролития, советское командование 8 января 1943 г. предъявило командованию 6-й немецкой армии ультиматум о капитуляции, который был отклонён.
10 января войска Донского фронта приступили к последней операции Сталинградской битвы, носившей название «Кольцо», целью которой было сжать кольцо окружения, расчленить и ликвидировать немецко-фашистские войска. 31 января 38-я мотострелковая бригада полковника И. Бурмакова заблокировала здание центрального универмага, где находился штаб 6-й немецкой армии. Генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс сдался в плен. «Южная» группировка войск противника капитулировала.
2 февраля была ликвидирована «северная» группировка немецких войск.
Легендарная победа советских войск под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны. Эта победа имела огромное международное значение. Она вызвала усиление национально-освободительного движения, способствовала распаду фашистского блока и укреплению антигитлеровской коалиции.
1 мая 1945 г. приказом Верховного Главнокомандующего Сталинграду было присвоено почётное звание города-героя, а 8 мая 1965 г. в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе с захватчиком, городу-герою были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Сталинградская битва завершилась. Город лежал в руинах. К ним возвращались жители города. После войны некоторые архитекторы предлагали в память о войне оставить город разрушенным, превратив его в гигантский музей, но жители Сталинграда видели свой любимый город восстановленным. Возрождать город из руин помогала вся страна.
Одним из инициаторов движения по восстановлению Сталинграда стала А. М. Черкасова – основоположница трудового черкасовского движения, вдохновлявшего на труд домохозяек, рабочих, служащих, интеллигенцию. И первым строительным объектом стал легендарный Дом Павлова – Дом солдатской славы. 7 мая 1980 г. Александре Максимовне Черкасовой было присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».
В короткие сроки разрушенный Сталинград был полностью восстановлен. За каждым построенным зданием – страница героического подвига и самоотверженного труда.
Одна из самых известных в Волгограде улиц – улица Мира. Это самая первая улица, которая была построена в полностью разрушенном Сталинграде. Замыкает её планетарий. Здание увенчано скульптурой, символизирующей мир. Это одно из последних произведений прославленного скульптора В. Мухиной.
От прежних времён Сталинград унаследовал бессистемную планировку и отсутствие архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных мероприятий, намечаемых послевоенным генеральным планом, состояло в том, чтобы придать планировке города стройную, гармоничную структуру. Учитывая большую протяжённость города, особое внимание было уделено созданию главных продольных магистралей, соединяющих все районы города. Предусматривались решительное улучшение архитектурно-художественного облика города, мероприятия по увековечению исторических мест.
В 1948 г. жилой фонд города составил уже 825 тыс. кв. м – половину довоенного фонда. К 1950 г. было построено 1321 тыс. кв. м жилья, 85 школ, 90 детских учреждений, уже функционировали четыре института, были восстановлены довоенные водопроводные сооружения, трамвайная, уличная и дорожная сеть.
С начала 50-х годов город восстанавливался более планомерно. Стали действовать кирпичные заводы, деревообрабатывающие предприятия. Застройка приобрела ансамблевый характер. Это было уже не простое восстановление, а коренная реконструкция городской застройки в целом.
Стремительное развитие города было обусловлено бурным ростом градообразующей базы. Открытие Волго-Донского судоходного канала, расширение железнодорожного узла придали промышленному строительству города мощный импульс. В 1953 г. был построен керамический комбинат, началось строительство сажевого завода и химкомбината – крупнейшего нефтехимического комплекса. В 1955 г. были введены в строй сталепроволочно-канатный завод и ТЭЦ-2, в 1956 г. – нефтеперерабатывающий завод, а в 1959 г. – первая очередь алюминиевого завода.
Одновременно возрождались старые прославленные предприятия – тракторный завод, заводы «Баррикады», «Красный Октябрь», тракторных деталей и нормалей, нефтяного машиностроения им. Петрова, судостроительный и др. Заново было построено 73 предприятия лёгкой, местной и пищевой промышленности, создавалась промышленность строительных материалов.
В 1961 г. Сталинград был переименован в Волгоград. Развитие города опередило все намётки первого послевоенного генерального плана восстановления. К моменту принятия нового генерального плана в 1962 г. численность населения достигла 650 тыс. человек, жилой фонд в 2,2 раза превысил довоенный уровень. Были построены новые школы, детские учреждения, больницы, поликлиники, магазины, столовые, рестораны, кафе и др. В 1961 г. было открыто троллейбусное сообщение и завершена электрификация железной дороги. В 1962 г. дала электроэнергию крупнейшая в Европе Волжская ГЭС.
Волгоград продолжал развиваться путём постепенного слияния населённых пунктов, расположенных вдоль берега Волги. Город вытянулся на 80 км.
Исторический характер нашего города, его всемирная слава вызывали всеобщее стремление сделать город-герой возможно лучше и выразительнее. Главное качество сложившейся застройки Волгограда – единство ансамблей.
К 1975 г. была застроена почти вся территория города от берега Волги до второй продольной магистрали. Основные архитектурно-художественные ансамбли города, обращённые к реке и связанные с её набережной, формировали выразительный силуэт города со стороны Волги и заволжских просторов.
Главными ансамблями центра были определены площадь Ленина, площадь Павших борцов, Аллея Героев, Вокзальная площадь.
Современный Волгоград – крупный индустриальный, научный и культурный центр юга России, расположенный на пересечении важнейших транспортных магистралей – железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных.
Промышленный потенциал города представлен предприятиями энергетики, нефтегазового комплекса, чёрной и цветной металлургии, сельхозмашиностроения, оборонной промышленности, стройиндустрии, деревообработки, а также предприятиями по выпуску продовольственных и промышленных товаров для населения и городского хозяйства. В Волгограде сосредоточена половина объёмов производства продукции, выпускаемой промышленными предприятиями области. Число предприятий промышленного комплекса Волгограда достигло 3 тыс., из них крупных и средних всего 168, однако на их долю приходится более 95% производимой продукции. Промышленное производство является основой социально-экономического развития Волгограда.
В городе действует около 80 совместных предприятий (германских, американских, итальянских, греческих и других фирм), предприятия малого бизнеса, в структуре сферы малого предпринимательства лидируют торговля и общественное питание.
В Волгограде сосредоточен мощный научный и кадровый потенциал, куда входит более 100 научно-исследовательских и проектных институтов и филиалов, центров и лабораторий.
Внутригородской транспорт: автобусное, троллейбусное и трамвайное (в центре Волгограда – метротрам – трамвайные линии проходят под землёй) сообщение, северные и южные районы города связаны с центром электричками и речными судами.
В Волгограде создано единое образовательное пространство. Наряду с системой муниципального образования создаются условия для развития негосударственных образовательных учреждений – частных школ, лицеев, гимназий. В систему профессионального образования входят высшие государственные и негосударственные учебные заведения: академии – сельскохозяйственная, государственной службы РФ, МВД РФ, физической культуры, бизнеса и управления собственностью для работников строительной отрасли, бюджета и казначейства Министерства финансов РФ (Волгоградское представительство) и др.; университеты – государственный, архитектурно-строительный, медицинский, педагогический, технический, православный; институты – искусства и культуры, молодёжной политики и социальной работы, искусств имени П. А. Серебрякова, юридический и др. В систему средних специальных учебных заведений входят колледжи, техникумы, училища и т. д.
В городе сосредоточен основной духовный и интеллектуальный потенциал региона. Из наиболее значимых объектов культуры – театры: Новый экспериментальный театр, юного зрителя, кукол, музыкальный, молодёжный, Донской казачий, «Царицынская опера». В городе действуют кинотеатры, областная детская художественная галерея, центральный концертный зал, цирк, планетарий, Дворец спорта, 11 стадионов, 8 плавательных бассейнов, центр парусного спорта, городской шахматный клуб, четыре парка культуры и отдыха.
В Волгограде находятся областные библиотеки: универсальная научная имени М. Горького, юношеская, детская, специальная библиотека для слепых; муниципальные публичные библиотеки.
Музеи города: областной краеведческий музей, Федеральный государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» (Мамаев курган, мемориально-исторический музей, музей-панорама «Сталинградская битва»), изобразительных искусств, музыкальных инструментов Е. Н. Пушкина, музей «Память», письменности и букварей народов мира, народный музей волгоградских железнодорожников, государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» и др.
Особое место занимают около двухсот памятников истории, в том числе памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (скульпторы Е. В. Вучетич и др., открыт 15 октября 1967 г.), более трёхсот памятников архитектуры, в том числе Казанский собор, ансамбль застройки улицы Волгодонской. Исторические места Волгограда: Дом Павлова, площадь Павших борцов и др. Памятники Волгограда – это не памятники старины, а дань признательности спасённых поколений тем, кто отстоял мир.
Город был почти полностью разрушен во время Сталинградской битвы (1942–1943 гг.), в послевоенные годы выстроен заново. По генеральному плану 1945 г. сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т. п., отрезавших жилые районы от реки.
На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе – Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952 г. После сооружения Волго-Донского судоходного канала Волгоград распахнул водные ворота в Балтийское, Чёрное, Белое, Каспийское и Средиземное моря. Центр современного Волгограда образован системой площадей и бульваров, размещённых по одной оси перпендикулярно Волге, – привокзальная площадь, улица Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершённая пропилеями и парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952–1953).
Остальная территория города разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 г. ведётся застройка микрорайонами. Выразительный архитектурный силуэт создают главные холмы: Мамаев курган, Дар-гора, Ельшанка, Горная поляна. Общая протяжённость всех улиц, проездов, набережных составляет 1,536 тыс. км, из них 1,1 тыс. км дорог (69%) имеют усовершенствованное покрытие.
В 1995 г. численность населения Волгограда достигла одного миллиона.
Постоянно укрепляется материальная база социальной сферы. В первые годы восстановительного периода на территориях первоочередной застройки были построены совбольница (ныне областная клиническая больница № 1), больница водников, № 5, № 7, железнодорожная и др. Впоследствии появились больничные комплексы в Красноармейском, Кировском и Советском районах, специализированные больницы и клиники. Крупнейший больничный комплекс возведён в Дзержинском районе, куда вошли больница скорой помощи, онкологическая больница, госпиталь ветеранов войн. В 1997 г. открылся областной клинический кардиологический центр, оснащённый уникальным оборудованием, аналоги которому есть только в Москве и Санкт-Петербурге, а в 1991 г. – один из лучших в России санаториев – «Волгоград».
В архитектуре любого города, как правило, находит отражение какая-либо ведущая тема, адресованная основным историческим событиям. На архитектурном облике Волгограда навсегда останется отпечаток Великой Отечественной войны. И сколько бы ни прошло лет, человек, оказавшийся в городе, невольно почувствует отзвук минувших грозных событий…
Территория Волгограда разделена на восемь административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский и несколько рабочих посёлков.
Тракторозаводский район по праву считается индустриальным. Именно здесь расположен знаменитый Волгоградский тракторный завод. Транспортные линии, проходящие через Краснооктябрьский район, связывают не только северную и южную части Волгограда, но и являются важнейшими магистралями, соединяющими многие регионы России.
Местонахождение Красноармейского района у слияния двух великих рек Волги и Дона позволяет считать его водными воротами города, а Волго-Донской судоходный канал имени Ленина – важнейшей стратегической транспортной магистралью.
В Центральном районе сосредоточены учреждения органов власти и управления федерального, областного и городского уровней; офисы крупных банков, фирм; высшие учебные заведения; объекты здравоохранения, культуры, спорта, отдыха; гостиницы, музеи, выставочные залы, памятники истории. Здесь расположены железнодорожный, речной и автовокзалы, агентство воздушных сообщений. Кроме того, в Центральном районе находится главная высота России – легендарный Мамаев курган и величественная скульптура «Родина-мать зовёт».
Удачное расположение Дзержинского района, выход на московскую трассу, нахождение здесь воздушных ворот города – Волгоградского аэропорта, а также современная инфраструктура сделали его привлекательным для различных отраслей экономики. Визитной карточкой района является торгово-развлекательный комплекс «Парк Хаус».
Ворошиловский район – один из наиболее развитых районов города, с богатой историей и традициями, с развитой промышленностью и обширной сетью предприятий торговли, бытового обслуживания населения, масштабным строительством жилья и объектов культурного назначения.
В Советском районе расположен один из крупнейших в стране производителей оборудования для нефтяной, нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности – ОАО «Волгограднефтемаш».
Там, где Волга делает крутой поворот и устремляется к Каспию, в самом центре этой природной дуги раскинулся Кировский район. Его отдалённость от центра города на 15 км определила развитие промышленного потенциала Волгограда.
В последние годы город украсили золотые купола отреставрированных и вновь построенных храмов. Казанский кафедральный собор, Иоанно-Предтеченский, Сергиевский, Иоанна Кронштадтского, Успенский, Свято-Никольский, Никитинский, Параскевинский храмы стали местом паломничества страждущих. Храм Всех Святых на Мамаевом кургане – вечная память о воинах, отдавших свою жизнь за Родину.
Наш город знаменит и своими спортсменами, он родина многих чемпионов.
Сегодня Волгоград – это красивый, солнечный город, любимый его жителями, которые уважают его историю, и день за днём создают настоящее и будущее, достойное города-героя.