среда, 24 ноября 2010 г.

Гуд бай, Америка! Часть вторая: путешествие по библиотекам

Два дня в Вашингтоне пролетели неприлично быстро. На третий день всем своим многочисленным составом мы покидали монументальный Вашингтон, чтобы отправится в разные штаты.
Группы формировались по тематическим направлениям деятельности и БиблиоПчлека попала в группу образовательных инициатив, состоящую еще из двух коллег и фасилитатора (сопровождающего). Траектория движения - Нью-Джерси, принимающая организация - Государственный университет Монтклер, Центр глобального образования (Global Education Center).
Естественно, средой нашего "рабочего" обитания стал университет, а расселили нас по американским семьям.
 Весьма сложное ощущение, когда за тобой закрывается дверь, твои друзья уезжают в машине по своим семьям, а ты остаешься у незнакомых людей, в чужой стране, на другом континенте.
Благодаря насыщенной программе, за несколько дней мы успели:
- совершить экскурсию по университету;
- познакомится с библиотеками;
- посетить Нью-Йорк;
- и даже посмотреть спектакль на Бродвее с названием "Renta".
Итак обо всем по порядку.
В университете мы не только познакомились с языковой лабораторией, но и посетили центр методики учебных программ университета. Директор Центра Грэгг Феста продемонстрировал возможности видеоконференцсвязи. В 2006-м для обучения студентов университет уже использовал сеть Интернет для проведение видеолекции. Лектор мог излагать свой материал из любого штата Америки, а университету это помогало экономить средства на оплате проезда и проживания лектора.
Осмотр оборудованных языковых лабораторий и автоматизированных учебных классов заняли добрых полдня, не уставая удивлять БиблиоПчелку своими техническими возможностями.
Она продолжала удивляться и в библиотеке университета им. Г.А. Спрага, приветливые библиотекари дружелюбно рассказывали о своей работе. И у каждого из них был небольшой значок с надписью "Ask me!".
Каждый пользователь библиотеки должен был сдать тест ... на компьютерную грамотность, прежде чем начинать работу с электронным каталогом или полнотекстовыми материалами из баз данных. Обучению студентов использовать возможности библиотек, уделялось значительное внимание. Это при том обстоятельстве, что американские студенты жили в унисон с Интернетом.
Обилие компьютеров с бесплатным доступом к Всемирной паутине, сотни студентов, занимающиеся, общающиеся и просто спящие за монитором будет впечатлять БиблиоПчелку во всех библиотеках, которые ей придется посетить за недолгие 10 дней программы.
Уютные "детские комнаты" также будут обязательным элементом библиотек, и хотя в Штатах не принято рано обзаводиться детьми, обеспечению комфортного времяпровождения  маленьких американцев уделяется значительное внимание.
БиблиоПчелке пронзительно захотелось стать читателем этой маленькой университетской библиотеки... Он даже представила себя с учебниками и журналами за уютным библиотечным столиком с лампой, излучающей мягкий, почти домашний свет.

А на следующий день был... Нью-Йорк с его потрясающими небоскребами, непривычным, но каким-то очень манящим запахом  и ощущением, что в этом городе можно добиться безграничного успеха.
Люди, люди, люди и небоскребы. Причем славян наша группа определяла с первого взгляда, красивые девушки и юноши, открытые лица, звонкие голоса. :-)
Целью нашего визита было посещение "The New York Public Library" или просто публичной библиотеки Нью-Йорка.
Отделение научной промышленности и бизнеса этой библиотеки запомнилось своим оборудованием для биржевиков. Находясь возле телевизионного экрана и под "волшебным надголовником", можно было прослушать тот или иной биржевой прогноз.
В этом отделении можно было проконсультироваться на тему создания собственного бизнеса, выбора схемы оптимального развития и налогообложения. Консультировали профессионалы, которые искренне гордились успехами своих учеников.
А еще в Штатах действовало правило "вытянутой руки", т.е. к собеседнику было не принято подходить ближе "вытянутой руки". А в библиотеках доступ к библиотекарю также осуществлялся поочередно. А очередь ждала за специальным ограждением.
Все библиотеки, естественно, были автоматизированы различными подъемниками, автоматизированными рабочими станциями и даже стеллажи с книгам, которые  перемещались по нажатию кнопки.
Сердце БиблиоПчелки не выдержала и она таки напросилась в читатели, библиотеки. Да-да, мгновенное фото и  настоящий читательский билет Нью-Йоркской публичной библиотеки до сих пор храниться, как память о необычном путешествии в мир иных библиотек.
В архитектурном отделении БиблиоПчелка пообщавшись с библиотекарем - эмигрантом сделала для себя очень важный вывод: оцифровка фонда в библиотеках идет хаотично, осуществляется в основном студентами-волонтерами  и без каких-либо регламентированных стандартов.
После своего приезда в России, это понимание этого позволит БиблиоПчелке не ломать голову над тем "что такое "хорошо" и что такое "плохо", а самой придумать механизм создания электронных ресурсов, меняя его их года в год.
Но это будет потом, а впереди еще несколько несколько дней в Америке. Продолжение следует...

3 комментария:

  1. Нам бы это правило "вытянутой руки" внедрить! У меня часто клаустрофобия начинается,когда человек чуть ни на голову к тебе лезет со своей аурой и мыслями!И вот это :"Спроси меня". Дистанция физическая,но готовность всегда помочь на деле.

    ОтветитьУдалить
  2. Я спокойно отношусь... Я вот все думаю, тест, который проходили в библиотеках... Наверное и нам "Твои курс" нужно бы так... А значки классные. Нам бы тоже такие не помешали в нашем 4-х здании, где студенты теряются в карточных каталогах.

    ОтветитьУдалить
  3. Я спокойно отношусь... Я вот все думаю, тест, который проходили в библиотеках... Наверное и нам "Твои курс" нужно бы так... А значки классные. Нам бы тоже такие не помешали в нашем 4-х здании, где студенты теряются в карточных каталогах.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий!