КаленДАРь - праздник на каждый день

пятница, 2 октября 2015 г.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...

Сергей Есенин. Певец судьбы русской деревни. Удивительно, но  Есенин был любимым поэтом для императорской семьи, а позже стал народным достоянием при советском обществе. Как так могло произойти?  Как получилось за тридцать лет, что этот человек сумел внести неоценимый вклад в русскую литературу, разнообразить и обогатить ее глубокой, чувственной лирикой?
Может быть потому, что прожив большую часть жизни в сельской местности, Сергей Есенин как понимал широту русской души и умел передать  народные ритмы? А может быть дело в его исключительной, феноменальной впечатлительности?
Есенинские  строки остаются в памяти с школьной скамьи: «Отговорила роща золотая», «Песнь о собаке», "Не жалею, не зову, не плачу" и, конечно, его известное письмо матери:
"Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет."

В разговоре с Анатолием Мариенгофом поэт с грустью признавался, что до 28 лет у него не было ни одного стихотворения, которое можно было бы отнести к любовной лирике: «А у меня стихов про любовь нету. Все про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати».
Действительно, в раннем творчестве Есенина фрагменты о любви, как правило, включены в общую картину сельской жизни.
Его удивительные сравнения и метафоры приходили, как правило из обыденной крестьянской жизни «вечер морозный, как волк, тембно-бур», «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари».
Для Сергея Есенина свойственно наделять цветы, деревья, природные явления женскими обличьями.  Немного позже в любовной лирике Сергея Есенина появляются образы, которые соединяют в себе любовь и природу. Хрупкая девушка предстает в образе тонкой березки, расчесывающей свои ветви-косы лунным гребешком (ст. «Зеленая прическа»).

В 1925 году он напишет своей сестре Шуре:
«Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?»

Есенинские сравнения приятно ласкают слух и запоминаются:
«Руки милой - пара лебедей -
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.»

Такая чувственная, поэтическая натура страдала от одиночества и находилась в постоянном поиске идеальной женщины. Сергей Есенин был женат три раза. Менял одну любовницу за другой. Ни одна не принесла ему долгожданного счастья. Но все они были в свое время откровением для поэта. И каждая становилась музой и способствовала появлению очередного цикла стихов.

Знакомясь с стихотворениями из цикла  «Москва кабацкая», чувствуется, что Есенин переживает трудности в личном плане. А проанализировал ситуацию, понимаешь, что меняется Россия, рушится система моральных ценностей. Поэт метался, искал утешения в алкоголе, метался между старой и новой политической властью и полагал, что он больше не способен на светлое чувство:

«Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума» («Пой же, пой.На проклятой гитаре…»)

Цикл «Москва кабацкая» полон горечи, разочарования и боли от утраты былой душевной целостности:


«Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь». <1923>

Любовные строки периоды звучат цинично, оскорбительно, а поэт задумывается о том, чтобы «себя сгубить в угаре пьяном».
В своем стихотворении «Письмо к женщине», ставшее его исповедью, Есенин признается, что напивается из-за страданий:

« Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне».
  
Выступая на вечере, посвященном Есенину в декабре 1967 года в Центральном доме актера, Е.А.Есенина свидетельствовала, что адресатом «Письма к женщине» была одна из самых красивых женщин, любимых Сергеем Александровичем, бывшая жена поэта, З.Н. Райх.

Лучший лекарь - время, и новый Есенин, окрыленный и преисполненный надежд, посвятит  цикл стихов «Любовь хулигана» своей новой музе артистке театра Августе Миклашевской.    Именно ей он посвятит:

 «Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий». (1923 г.)

А в другом стихотворении обозначит:

«Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта».

Удивительно, но в этот период жизни он осознает:
«Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок».

И готов изменить свой образ жизни:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить».

Августа, которую великий поэт сравнивал даже с Богоматерью, сознается в беседе с литературоведами в возрасте 85 лет в том, что роман с Есениным был платоническим:
"Нет, не целовалась, но любила гладить его кудрявые волосы, мягкие, шелковистые. Было мгновение, когда он лишь единственный раз коснулся губами моего лба. Вот и все."

А в 1924 году, новая муза, Шагане, с которой поэт встречается в Батуме  вдохновит его на новый цикл: «Персидские мотивы»:
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ».

В любовной лирике Есенина нет лжи, поэтические строки словно впитали эмоции поэта и отразили подлинную гамму его чувств. Не мудрено, ведь его творчество стало отражением биографии поэта:
«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле».
И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.
«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в уме всегда одно и то ж,
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.
Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.
Но, всегда ища себе родную
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.» ‹1925›

Не хочется называть Есенина трагическим поэтом, ведь его творчество – это песнь непредсказуемой, полной разочарование, но такой прекрасной жизни. Песнь хулигана, скандалиста, вечного мальчишки и мудреца.

5 комментариев:

  1. спасибо, Людмила Александровна, за напоминание о великом поэте. Очень люблю его творчество, столько лиризма, чувственности и это при его-то образе жизни! Короток был его путь-всего 30 лет, а сколько красивых строк оставил, впрочем как и все великие наши поэты...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Геннадьевна, я подумала, акцию, посвященную Сергею Есенину в этом году нужно было делать в библиотеках.
      А творения Есенина прекрасны и вечны.

      Удалить
  2. пчелка, что-то тебя на поэзию в последнее время тянет)
    Сериал сейчас идёт о Есенине,видела кусочек. Не знаю, смотреть ли. Безруков в этом кусочке показался очень уж лубочным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чумработница, меня на поэзию всегда тянула. Только раньше я еще и писала, а теперь только читаю.
      Сериал не смотрела, но слушала стихи Есенина в исполнении Безрукова. Популярны среди молодежи, особенно в социальной сети "ВКонтакте".
      Для себя решила, если будет время - сериал обязательно посмотрю!

      Удалить
  3. Да, акцию было бы актуально провести, тем более что все библиотеки к юбилею Есенина проводят лит. вечера. а у нас- в театре "Глобус"- постановка о нем.

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий!